Неточные совпадения
Видимый мир не есть навязанная нам и принуждающая нас
реальность, он обращен к свободе
духа.
Важнее же всего сознать, что
дух совсем не есть
реальность, сопоставимая с другими
реальностями, например, с
реальностью материи;
дух есть
реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
Реальность мифа о Боге, о
Духе, об Истине нельзя доказать и не нужно.
Это коллективные
реальности, и о них часто некритически мыслят в
духе реализма понятий.
Опыт философии одиночества и общения», «
Дух и
реальность.
Я наиболее выразил это в книгах «
Дух и
реальность» и «О рабстве и свободе человека».
Первый съезд был посвящен обсуждению только что вышедшей во Франции моей книги «
Дух и
реальность».
Наиболее враждебен я всякой натуралистической метафизике, которая объективирует и гипостазирует процессы мысли, выбрасывая их во вне и принимая их за «объективные
реальности», которые применяет к
духу категории субстанции, натурализует
дух.
Объективной
реальности не существует, это лишь иллюзия сознания, существует лишь объективация
реальности, порожденная известной направленностью
духа.
Он с большим сочувствием читал мою книгу «
Дух и
реальность» и очень хорошо написал обо мне в своей книге о Ш. Пеги, он видел в моей идее об объективации некоторое родство с Пеги, что лишь отчасти верно.
Опыт об одиночестве и общении», «
Дух и
реальность.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в царстве бытия,
реальностей, целостной жизни
духа.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно в субъективную действительность человеческого
духа, те, которые отрицают мистическую
реальность бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Реальность дана непосредственно, и дан путь соединения с ней через цельную жизнь
духа, через разум органический.
Сознательный переход от отвлеченной философии самодовлеющего рассудка к конкретной философии целостной жизни
духа, не философии чувства, а философии органического
духа, раскрывает возможность положительного решения проблем
реальности, свободы, личности.
Это учение Беме глубоко чуждо
духу Каббалы, знакомство с которой у него несомненно, ибо эротическая метафизика Каббалы, при некотором внешнем сходстве с бемизмом (исходный андрогинизм Адама), проникнута чувством глубочайшей изначальности и
реальности пола.
Чтобы познать себя, надо не только проникнуть в глубину
духа, но и ощутить свою плоть во всей ее
реальности.
Слова эти преложены
Духом Святым в Слово Божие, они имеют религиозно-символическую природу, т. е. им присуща религиозная
реальность.
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в
духе концептуализма: понятия не имеют самостоятельной онтологической
реальности, но воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей.
Но это не будет идеализмом, который не чувствует сопротивления массивной
реальности, т. е. массы числа, не только массы человеческой, но и массы мировой материи с ее инерцией, это будет духовный реализм, не только восходящий, но и нисходящий,
дух активный, а не пассивный.
Дух субъективен и раскрывается в субъекте, но он спасает от дурной «субъективности», от неспособности различать
реальности и соединяться с
реальностями.
Материалистическое отрицание
духа есть в конце концов неверное описание данных в опыте
реальностей, как неверно описание световых явлений дальтонистом.
При этом
дух не должен быть понят как
реальность того же порядка, что и
реальность космо-теллурических сил,
реальность как бы их заменяющая и уничтожающая.
Дух зряч и видит
реальности, видит и
реальности мира духовного, и
реальности мира объективированного, природного, душевного, исторического, социального.
И это совсем не дóлжно понимать в смысле отвлеченного спиритуализма, который противополагает
дух реальностям души и тела, причем душа и тело оказываются подавленными или отрицаемыми
духом, который ставится в одну линию
реальности с
реальностями природными, душевными и телесными.
Можно было бы сказать, что наибольшей
реальностью отличается борьба
духа с природой в экономике, в техническом овладении природой.
Последний род
реальности относится к
духу, к духовной действительности.
Спиритуализм обычно понимает
дух как субстанцию, как
реальность особого качества среди вещей природного мира, но все же
реальность в том же смысле.
Этим приписывалась
духу реальность, подобная
реальности объектов объективного мира.
Дух не только не есть объективная
реальность, но не есть бытие как рациональная категория.
Дух и есть
реальность, раскрывающаяся в экзистенциальном субъекте и через него,
реальность, идущая изнутри, а не извне, не от объективированного мира.
Как было уже установлено, объективация
духа есть символизация, она дает символы, знаки, а не
реальности.
Дух есть
реальность, которая означает пробуждение высшей качественности, высшего смысла внутри сил космо-теллурических.
В так называемом объективном мире нет такой природы, такой вещи, такой объективной
реальности, которую мы могли бы назвать
духом.
Когда мы говорим «народный
дух», то мы выражаем какую-то подлинно существующую
реальность, но это неточное выражение, это не слух, а природа, не личность, а индивидуум.
Дух понимали как отвлеченность, отрешенность от мира, как
реальность, противоположную
реальностям мира, в то время как
дух есть энергия, действующая внутри всех
реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы, и
дух конкретен и целостен, ничего не дробит и не отвлекает.
Дух наиреальнейшая
реальность, потому что субъективно-личное реальнее объективного, объектного.
Дух утверждает свою
реальность через человека.
Объективный
дух есть детерминизм и закономерность, он есть порождение мысли, которую принимают за самостоятельную
реальность.
Человек принимает за объективные духовные
реальности мира то, что есть продукт творческой активности субъективного
духа.
Дух есть
реальность не только иная, чем
реальность природного
духа, чем
реальность объектов, но есть
реальность совсем в другом смысле.
Германский
дух пытается из собственных глубин воссоздать бытие, в исходе не принятое как
реальность.
Бог и дьявол, небо и ад раскрываются не в глубинах человеческого
духа, не в бездонности духовного опыта, а даны человеку, обладают
реальностью, подобной
реальностям предметного материального мира.
Там вновь откроются человеку и Бог и небо, а не только дьявол и ад, но не как объективный порядок, данный человеку извне, а как встреча с последней глубиной человеческого
духа, как изнутри открывающиеся
реальности.
Это есть прежде всего искупление от
духа лжи, выход из царства призраков и фантомов к
реальностям.